Операторы курьерской доставки приехали в арбитраж

Бизнес курьерской доставки за последние годы вырос в разы параллельно с ростом онлайн-торговли, но это принесло и новые возможности для недобросовестных деятелей. На круглом столе в Агентстве Бизнес Новостей игроки рынка, юристы и представители профобъединений обсудили новые вызовы. Также удалось прийти к общему знаменателю в вопросе необходимости принятия новых норм права и создания новой судебной практики.

Исчезновение грузов в пути или уже после их выдачи «получателю», причем строго по документам, становится чуть ли не эпидемией. За последние 4 года и 5 месяцев было похищено грузов более чем на 4,5 млрд рублей. Такую цифру привел участник встречи, заместитель директора ИМПАКТ Алексей Кожевников.

Адвокат Игорь Штин полагает, что в законодательстве необходимо четко прописать стандарт, разделяющий понятия грузоперевозки и курьерской доставки. Он поделился проблемой, которую решает сейчас в судах совместно с клиентом — ООО «Экспресс». Возникла проблема, считает Игорь Штин, именно из-за отсутствия четкости понятий в нормах закона.  

Генеральный директор ООО «Экспресс» Евгений Нижеметов рассказал, что иск на 25 млн рублей компания получила за «потерянный» груз следующим образом: в пункте выдачи сотрудники выдали груз верифицированному лицу по удостоверению с его фотографией, а также по номеру накладной, который совпал с тем, что назвал получатель, то есть все необходимые процедуры были соблюдены. Через полтора часа в офис, указал предприниматель, пришли правоохранители с вопросами, куда девался груз и почему он не доставлен. На данный момент, по словам Евгения Нижеметова, пройдя несколько судебных инстанций, удалось лишь уменьшить примерно вдвое сумму иска, хотя стоимость груза при курьерской доставке нигде не указывалась — сама перевозка из Москвы в Петербург принесла в бюджет предпринимателя всего 4 тысячи рублей и вот такие проблемы.

Арбитражный суд, отметили участники встречи, не приостановил рассмотрение дела до окончания уголовного расследования о пропаже груза. Это сочли крайне странным председатель Совета Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), учредитель Fox Legal Consulting Александр Ефимов и руководитель компании «Бизнес в праве», юрист Анастасия Шаварова. Последняя также отметила, что по факту мошенничества не то что быстро, но вообще крайне сложно добиться возбуждения уголовного дела, так что молниеносная реакция полиции, похоже, не типична. 

Фото: Baltphoto, фотограф Елена Еликова

Участники обсуждения сделали вывод, что схемы мошенников реализуются не в одиночку и не носят точечный характер, кроме того, стоит проверять такие случаи на коррупционную составляющую, без которой осуществить такую схему непросто.

Евгений Нижеметов также отмечает, что проверять все грузы при большом наплыве клиентов невозможно, к тому же сотрудникам вряд ли под силу отличить беспилотник за 20 тысяч рублей от беспилотника за 250. Именно о перевозке беспилотников идет речь в изложенном случае. Более того, эксперты отмечают, что сотрудники курьерской компании не вправе заставить указать изначально ценность груза и не могут обязать его застраховать, а страховщики и сами не спешат работать с этим сегментом.

«Практически на всех крупных онлайн-площадках, где происходит страхование потоковых грузов, работают системы по борьбе со страховым мошенничеством. Ну и практически у каждого страховщика внедрены и работают свои аналитические ресурсы по профилактике рисков обмана со стороны клиентов. Это давно сложившаяся практика работы страховщиков. Что касается сферы курьерской доставки, где практически нет возможности провести адекватную аналитику и оценить степень страхового риска, страховщик работать в ней пока не готов. Мы пока оцениваем этот риск как запредельный», — высказался по данному вопросу Первый заместитель директора филиала — руководитель управления Управление корпоративного страхования, Страхового Дома ВСК Константин Алтунин.

Алексей Кожевников отметил, что на протяжении нескольких лет эксперты ИМПАКТ сопоставляли данные водителей, фото и машин в эпизодах «исчезновения» груза в пути. Добросовестным отправителям и получателям тоже приходится несладко. Грузы пропадают с завидным постоянством. Если на первом месте ранее были продукты, теперь чаще всего в пути пропадает металл. И все говорит о том, что, похоже, это отнюдь не разрозненные факты повод искать коррупционные моменты, уверен Алексей Кожевников.

Фото: Baltphoto, фотограф Елена Еликова

По словам, руководителя направления «Грузовичкоф Бизнес» Станислава Наркевича,  один из способов противодействовать мошенникам — разрабатывать регламенты для сотрудников каждого подразделения компании: нормы и правила станут опорой и ориентиром в работе, соответственно, каждый будет более внимателен и бдителен, что необходимо с учетом регулярно возрастающей активностью мошенников. Правда, он отметил, что даже это не гарантирует от попадания в ситуацию, как в случае с компанией «Экспресс».

Эксперты пришли к соглашению, что стоит и государству обратить внимание на проблему. Судебные органы могли бы взять, что называется, на карандаш, противоречие, когда без объявления оценочной стоимости груза и без его страхования перевозчику предъявляются многомиллионные претензии.

По мнению экспертов, мошеннические схемы никуда не исчезают, а кочуют в растущие сегменты экономики, одним из которых сегодня как раз является рынок доставки грузов, а когда-то был, например, лжеэкспорт с массовым многомиллиардным возвратом НДС из бюджета.

Отметим, что в России участились случаи мошенничества. Неизвестные могут забрать посылки по поддельным документам, а собственники товаров не торопятся доказывать, какие вещи были в бандероли и сколько они стоят. В одном из таких случаев петербургский предприниматели Эльдар Караханов решил транспортировать груз, стоимостью в десятки миллионов рублей, воспользовавшись услугами компании «Экспресс.М». Однако в ходе перевозки посылка была украдена с использованием мошеннической схемы и бизнесмену пришлось обращаться в суд.

Сообщение Операторы курьерской доставки приехали в арбитраж появились сначала на Гражданин и закон.