В Петербурге растет обеспокоенность из-за отсутствия контроля за частными СИМ

Водителей беспокоит безнадзорность за частными средствами индивидуальной мобильности (СИМ)

С каждым годом на улицах Санкт-Петербурга всё больше замечается использования средств индивидуальной мобильности, таких как электросамокаты и моноколеса. Однако, наряду с их популярностью, возникает всё больше вопросов и беспокойства по поводу безопасности дорожного движения и соблюдения правил, как взрослыми, так и детьми.

Рост аварийности и инцидентов с СИМ

В последние месяцы количество инцидентов, связанных с использование частных электросамокатов и моноколес, заметно увеличилось. Происшествия варьируются от мелких нарушений правил дорожного движения до серьезных столкновений, которые могут угрожать жизни как владельцев СИМ, так и пешеходов. Один из примеров — случай в Красном Селе, где мужчина на моноколесе столкнулся с пешеходом при переходе улицы. Также зарегистрирован случай в Петербурге, когда водитель самоката двигался по трассе со скоростью 80 км/ч, что превышает допустимые нормы.

Типичные нарушения правил дорожного движения

Отдельно стоит обратить внимание на случаи нарушения правил эксплуатации самокатов и моноколес. К таким нарушениям можно отнести:

  • Езда с пассажиром на одном самокате;
  • Передвижение по автомагистралям, что категорически противопоказано;
  • Превышение скоростных режимов, что также предполагает высокий риск ДТП.

Техническое состояние СИМ

К сожалению, безнадзорность не ограничивается лишь нарушениями ПДД. Техническое состояние средств индивидуальной мобильности, отсутствие уникальных идентификационных номеров затрудняют контроль за их использованием. Внедрение системы регистрации и идентификации СИМ смогло бы существенно повысить уровень безопасности на дорогах.

Проблема регулирования использования СИМ

На данный момент законодательство Российской Федерации не содержит четких норм, регулирующих использование личных средств индивидуальной мобильности. Тем не менее, эксплуатация арендованных электросамокатов в Санкт-Петербурге подчиняется определённым правилам, установленным Комитетом по транспорту. Например, скорость движения на арендованных самокатах ограничена до 20 км/ч, и в некоторых зонах до 10-15 км/ч. Также запрещено пользоватся самокатами лицам младше 18 лет, а нарушения фиксируются по уникальным номерам, что влечет за собой штрафы или блокировку аккаунтов пользователей.

Предложения по положению дел с регистрацией СИМ

На законодательном уровне активно обсуждается вопрос о регистрации средств индивидуальной мобильности через систему Госуслуг, подобно уже существующей практике для транспортных средств. Проект закона, предложенный в прошлом году, находится на стадии доработки и предполагает обязательную регистрацию самокатов, велосипедов, моноколес и других транспортных средств этой категории.

Мнение экспертов о необходимости регулирования ситуации

Эксперт рабочей группы по законодательству в сфере безопасности дорожного движения при Правительстве РФ, Дмитрий Попов, высказал мнение о необходимости более жесткого контроля за использованием СИМ. Он рекомендовал привязать к каждому средству индивидуальной мобильности уникальный идентификационный номер и QR-код для доступа к информации о его технических параметрах и состоянии. Контроль за нарушениями может быть передан местным органам самоуправления.

Обсуждение повышения штрафов за нарушения

В проекте закона о повышении штрафов для пользователей СИМ также упоминается роль исполнительной власти в контроле. Инициатива, которая была обсуждена на первом чтении 10 июня, предполагает регистрацию СИМ и внесение данных о них в государственный реестр, как для физических, так и для юридических лиц.

Статистика ДТП с участием СИМ

Согласно данным научного центра по безопасности дорожного движения в 2023 году, 47,3% всех дорожных происшествий, связанных с использованием СИМ, произошло с участием частных самокатов и моноколес. Это подчеркивает необходимость в эффективных мерах по регулированию данного сегмента городской мобильности.